Центр подготовки судоводителей и водителей самоходных машин
Тел. +7 (495) 780-17-17 Тел. +7 (495) 722-71-97
Как мы посадили яхту на мель - история без конца.
Нет, это был не тот случай, когда капитан, спасая экипаж и яхту, сознательно сажает ее на мель. После многодневного тяжелого перехода морем предстояло отдохнуть, выспаться на стоянке в порту. Убрав паруса и подняв шкерт, шли под мотором уже по реке. Держались ближе к берегу.

Тянувшаяся от берега небольшая песчаная отмель за крутым поворотом реки на карте была показана достаточно разборчиво. Подумали, что в этом месте нужно пройти левее, ближе к середине реки.

Шли спокойно. Настроение хорошее. Может, слишком хорошее, чтобы внимательно рулить. Ведь все трудное: шквалы, дожди, рваные паруса - уже позади. А сейчас - спокойная вода, безветрие и теплое солнышко.

Когда подходили к повороту, ни рулевой, ни капитан не вспомнили об отмели. С полного хода выскочили на нее. Сели плотно. Хорошо, что днище не повредили, а под винтом и пером руля осталось около фута воды. Попытки сняться с мели, работая задним ходом и отталкиваясь футштоками, оказались безуспешными...

На пустынном противоположном берегу, словно немые свидетели нашей беды, торчат три солидных пала и один брошеный квадроцикл. Бухта длинного и прочного капронового троса у нас была. Его хватило бы, чтобы завести гини или более-менее прочные тали на другой берег. Но ни гиней, ни талей у нас не было. В небольшой шкиперской нашли только один здоровенный одношкивный блок с вертлюжным гаком, два дрека килограммов по 50-60 каждый, бухту манильского линя и всякую всячину, которая, вроде, ничем помочь не могла.

- Ведь через одношкивный блок можно провести только гордень, а гордень, как известно, выигрыша в силе не дает, а позволяет только изменить направление тяги для удобства в работе,- задумчиво произнес кто-то, - это во всех учебниках по морскому делу написано... Мимо проходил катер. На нем уменьшили ход, вопросительно и с любопытством разглядывая нас. Мы помахали ему, и он осторожно, самым малым начал подходить к нам. Осадка у него оказалась на счастье меньше нашей, и он неторопливо пришвартовался к левому борту.

Прикинули приближенно силу, необходимую для снятия яхты с мели (на курсах обучения яхтингу и не такие задачки решали). По уменьшившейся осадке учли давление на грунт. Отмель была песчаной с крупным песком, приняли коэффициент трения днища о грунт равным примерно 0,6. Получилось, что мощность двигателя катера, чтобы стянуть яхту, должна быть в полтора раза больше. Прибавка силы тяги от работы мотора яхты слишком маленькая. Разгрузка и пересадка части людей на катер для уменьшения давления на грунт тоже достаточного облегчения яхты не давала. Предложили снимать яхту с мели рывками. Тяговая сила при этом кратковременно увеличивается в несколько раз. Шкипер катера категорически отказался, сказав, что его катерок старый, при рывках корпус может деформироваться так, что "потом только и будешь делать, что латать да вычерпывать воду..."

Не согласился шкипер на рывки даже тогда, когда мы предложили обнести буксирный трос вокруг его корпуса брагой.

- Не пойдет! - коротко резюмировал он. - Я же вам не гусеничный кран!

И предупредил, что загораживать судовой ход своей операцией по снятию с мели мы можем не более чем часа на три - после этого по нему начнется движение. Кто-то пробормотал, что "если бы на яхте был шпиль с вымбовками и стоп-анкер, который катер мог бы завести на расстояние..." Но ни шпиля с вымбовками, ни стоп-анкера на яхте не было. А сниматься с мели нужно безотлагательно. И времени для этого не больше трех часов...

Мы конечно таки снялись с этой незадачливой мели, но сил и нервов потратили ой сколько… 
   09.09.2010

  карта сайта