Многие тысячи потенциальных пассажиров считают главным "минусом" морского транспорта подверженность судна качке. Боязнь морской болезни нередко заставляет отдавать предпочтение авиации даже в тех случаях, когда рейс морем занял бы времени ненамного больше, а обошелся бы дешевле...
Поиски решения проблемы "стабилизации" судна на волне и, тем самым, - "успокоения качки" - начались еще в далекие времена. Это одна из интереснейших страниц истории техники судостроения и в то же время одна из наиболее разработанных изобретателями тем.

Некоторые корабелы пытались избавиться от качки, делая корпус судна непропорционально широким и овальным в плане. Такой, например, построили императорскую яхту "Ливадия". Однако, по свидетельствам современников, поведение ее на волне отнюдь не было одобрено августейшей семьей.
Известна и совершенно необычная смелая попытка покончить с килевой качкой: корпус парохода по длине "разрезали" на секции и соединили их на шарнирах так, чтобы судно, изгибаясь, повторяло профиль волны...
Многие изобретатели "успокоителей" пошли по пути использования перемещаемых с борта на борт грузов, гасящих размахи качки. Известно немало патентов, разрабатывающих идею бортовых цистерн, в которых роль такого груза играет перекачиваемая или свободно перетекающая вода.
Широко распространенным способом некоторого уменьшения качки и сегодня остаются давно изобретенные скуловые кили - невысокие пластины, поставленные на ребро по скулам судна. Это простейшее пассивное средство на базе новейших достижений техники превратилось в дорогостоящее активное: на некоторых быстроходных кораблях применены так называемые бортовые (боковые) рули.
По сути дела это управляемые автоматикой подводные крылья: возникающая на них подъемная сила препятствует нарастанию крена. Использование подводных крыльев представляет собой одно из современных направлений в решении проблемы стабилизации быстроходных судов. Как, впрочем, и появившийся в последние годы ряд идей, варьирующих катамаранную схему и различные сочетания несущих подводных ("удаленных" от воздействия волны) и обитаемых надводных объемов.
Отдельную группу изобретений представляют хитроумные и, как правило, дорогостоящие попытки избавить от воздействия качки если не судно в целом, то хотя бы какую-то его часть, предназначенную для пассажиров. Известно множество попыток подвесить капсулу-каюту как свободно качающийся маятник или на кардановом подвесе, на шарнирах, пружинах и т.д. и т.п.
Подводя итоги, отметим, что сколько-нибудь полный обзор предложенных средств общей или частичной стабилизации судна действительно занял бы слишком много места. Но, как ни странно, и сегодня проблему избавления пассажиров морского судна от знаменитой "морской болезни" нельзя считать до конца решенной. А поскольку ни заказ автобуса, ни железнодорожный билет не могут помочь в задаче перемещения пассажира с континента А на континент Б, а ходить по воде человечество ещё не научилось, то вопрос "самолет или корабль" для ближайших поколений землян, видимо, так и останется пребывать в разряде вечных…
15.09.2010