Проект этой ЛЭП-110 кВ был составлен Бакинским проектным институтом «БАКГИДЭП». Линия предусматривалась, как элемент Единой Электрической Сети всей страны, которая обеспечивала надёжное снабжение электроэнергией всех районов страны по кольцевой сети. Поскольку пройти с линией через Дербент было невозможно ввиду беспорядочного расположения строений в городе, проектом предусматривалась трасса через Нарын-Калу.
Там необходимо было установить 2 опоры. Место установки каждой опоры проектировщиками было обозначено реперами.

Естественно, технические возможности у меня были довольно ограничены. Это сейчас на каждом углу в интернете можно увидеть объявления куплю карьер или продам карьер, разработка песчаных карьеров и т.д. И спецтехники - экскаваторов, бульдозеров, грейдеров, камазов-белазов и прочих у современных строителей куда больше, чем было у нас в далеком 1962г.
Вот и думал я, как доставить опоры в крепость? Я долго ходил по этим дорожкам, искал нормальных путей. Затем бульдозером расширил ишачью дорожку, поставил два автокрана у моста с обеих его сторон. Трубовоз с опорой идёт по дороге и заворачивает на мост. Но прицеп не может попасть на мост. Тогда автокран берёт прицеп с хвостом опоры и разворачивает вдоль движения трубовоза. Автомобиль переходит мост и заворачивает вправо вдоль стены, но прицеп снова не способен перейти мост. Второй автокран берёт прицеп с хвостом опоры, переносит через ущелье и ставит вдоль движения трубовоза. Таким образом опоры доставлены в крепость.
Теперь проблемы с установкой опор. Такие опоры устанавливаются при помощи двух тракторов: один на тяге, другой на тормозе и для дальнейшей установки на фундамент.
Одну опору установили нормально, а для другой опоры не было места для установки тормоза – близко была стена крепости. Были заказаны в Махачкалинском управлении две лебёдки. Необходимо их крепить. Куда крепить? К стене! Начали сверлить стену для закладки дюбелей для крепления лебёдок. В это время подошёл смотритель музейного комплекса. Раскричался: «Портите музей! Категорически запрещаю!». Как ни уговаривали его, никакого результата!
Вскоре он ушёл. Я приказал срочно крепить лебёдки и ставить опору. Мол, пока он пообедает, справит намаз, поспит после обеда, мы всё успеем сделать. Так и сделали. Затем выдернули крепёжные детали из стены, заштукатурили отверстия. К концу дня пришёл смотритель, опора стоит, а нарушений в стене он не обнаружил.
Через несколько дней я снова был в Дербенте. Бригадир доложил мне, что бульдозериста, готовившего место для установки очередной опоры, чуть не убили кетменями жители Дербента.
Дело в том, что Дербент – очень древний город. Он весь обнесён кладбищами. А каменные надгробья сохраняются веками. Следующая опора должна быть установлена в непосредственной близости от действующего кладбища, причём мусульманского. В Дербенте, кстати, кроме мусульман различных национальностей живёт много "горских евреев". У них отдельные кладбища с оригинальными надгробьями, тоже каменными.
Я взял проектную документацию со всеми согласованиями и отправился в Горисполком с требованием обеспечить беспрепятственную работу по строительству государственной ЛЭП-110 кВ. Там посмотрели и предложили придти в среду (а был понедельник), в этот день будет сессия Горсовета и вопрос будет решён.
Я так и сделал. В ближайшую среду я прибыл на заседание Горсовета, где после обсуждения текущих дел города был рассмотрен и мой вопрос. Решили – стройку разрешить! Но без взрывов! Я, конечно, поразился такому решению, это ж не аренда экскаватора hitachi за счет города - просто порядок на стройке обеспечить, да и решение ведь было принято Правительством, с городом была согласована трасса. Ну, это ладно. Я потребовал обеспечить охрану места работы с завтрашнего утра.
На следующий день, когда на место работы прибыл бульдозер, снова собралась толпа с кетменями. Но перед ними стояла цепь милиционеров. Толпа стояла до обеда, правда, люди в толпе менялись. Я сказал бригадиру: «Пусть бульдозер потихоньку работает хоть неделю, людям надоест и они больше не будут упрямиться». Так и произошло. Уже через три дня милиция не понадобилась.
Далее, как копать котлован под фундамент опоры. Грунт скальный, ломами и лопатами его не возьмёшь. Что делать. Я сказал: «Будем взрывать. Но не на выброс, а на взрыхление. А куски скального грунта будем вытаскивать трактором с помощью тросов».
Так завершились некоторые сложности со строительством ЛЭП в районе Дербента. Далее до самых Белиджей проблем не было.
Если кто будет проезжать Дербент, то обязательно увидит крепость Нарын-Кала и две высокие опоры ЛЭП-110 кВ над ней. Это один из моих следов на Земле!
Критский Николай Николаевич, ветеран Вооружённых Сил СССР, подполковник в отставке
см. также: обучение бульдозеристов,
регистрация и техосмотр самоходных машин в Гостехнадзоре
05.11.2010