Производительность компрессора - количество воздуха или топливо-воздушной смеси, подаваемой в цилиндры, тем значительнее, чем выше температура отработавших газов и их давление. Поэтому эффект турбонаддува наиболее ощутим на режиме максимальной мощности или близком к нему. На переменных режимах проявляется отрицательное свойство турбокомпрессора - инерционность. Суть его состоит в том, что при открытии дроссельной заслонки температура и давление газов в выпускной системе двигателя возрастают не мгновенно. Поэтому и скорость вращения турбокомпрессора растет с некоторой задержкой.
Кроме того, энергии отработавших газов на малых нагрузках оказывается недостаточно для привода турбокомпрессора. Поэтому до последнего времени область применения турбокомпрессоров ограничивалась двигателями таких машин, для которых характерна работа с большими нагрузками, но в постоянном режиме (судовые и тепловозные двигатели, гоночные автомобили, карьерные самосвалы, магистральные грузовики и т. п.). Например, у нас в стране турбонаддувом оборудуют двигатели тракторов "Кировец-К701", тягачей, самосвалов "БелАЗ-548А" и другую спецтехнику. Еще ранее турбокомпрессоры устанавливали на двигатели известного семейства В-2, применявшиеся на тягачах и в судовых установках.
Гоночные двигатели с турбонаддувом вытеснили все другие конструкции на автомобилях "Формулы I" и все шире используются в младших классах автомобилей. Двигатели с турбонаддувом установлены на лучших дорожных и раллийных автомобилях. Так, из шести моделей автомобилей всемирно известной фирмы "СААБ" в 1987 г. три модели имели двухлитровые (1985 см ) двигатели с турбонаддувом. Турбонаддув используют также "Порше", "Рено", "Даймлер-Бенц" и многие другие фирмы. Сенсацией стал недавно появившийся японский мотоцикл "Хонда-СХ500Т" с двигателем рабочим объемом 500 см3 , снабженный турбонаддувом.
Автор: О.Лобусов
15.11.2010