Применение турбонаддува на серийных двигателях легковых автомобилей позволяет поднять мощность на 25-45 %, причем расход топлива остается практически неизменным (а иногда и несколько уменьшается) благодаря повышению термического КПД двигателя. Практикой установлено, что можно использовать относительно низкие давления наддува (0,7- 0,8 кгс/см
3), которые практически не сказываются на надежности хорошо сконструированных стандартных двигателей. "Высокий" турбонаддув (до 1,5 кгс/см
3 ), применяемый на гоночных двигателях с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в радиаторах, позволяет получить литровую мощность свыше 600 л. с./л. (в отличие от двигателей
снегоходов, где все не совсем так).
К 60-м годам появилась типовая конструкция высокооборотных турбокомпрессоров. В них применяется центробежный компрессор, преимущественно с безлопаточным диффузором и корпусом из алюминиевого сплава, имеющим форму улитки или кольцевого воздухосборника. Конструкция турбины - центростремительная, с безлопаточным направляющим аппаратом и корпусом из жаропрочного чугуна и подшипниками скольжения, совсем не похоже на
ямобур. Колесо турбины соединено с валом при помощи сварки трением или изготовлено с ним как одно целое. Колесо компрессора крепится на валу без шпонки и шлицев. Колеса расположены консольно относительно подшипников.
Автор: О.Лобусов
15.11.2010