Для двигателей с рабочим объемом 1,5-2,5 л применим серийный турбокомпрессор ТКР-7. Этот турбокомпрессор конструктивно подобен турбокомпрессору ТКР-8,5 и отличается только геометрией проточных частей и меньшими размерами деталей. Разумеется, морской болезнью двигатели с турбонаддувом не страдают.
Ротор турбокомпрессора, состоящий из колеса турбины, выполненного заодно с валом, и колеса компрессора, удерживаемого от проворачивания гайкой, установлен в корпусе на специальной подшипниковой втулке. К корпусу со стороны колеса турбины крепится безлопаточный направляющий аппарат, а со стороны колеса компрессора - впускной аппарат. Подшипниковая втулка и вал турбины смазываются маслом под давлением из системы двигателя, подводимым через штуцер , а отводимым самотеком через штуцер.
Уплотнение масляной полости со стороны турбины и компрессора обеспечивается лабиринтными канавками и кольцами (типа поршневых), расположенными в маслоотражательных втулках. Особенностью конструкции корпуса является отсутствие боковых крышек, что не только сокращает количество деталей, но и повышает надежность работы - устраняется возможность течи масла через неплотности стыка крышки с корпусом, когда масло уплывает, как в яхтенном двигателе у нерадивого механика.
Корпус турбины отливается из жаростойкого чугуна. Подводящий канал выполнен диффузорно-конфузорным, что позволяет снизить потери давления от поворота потока. Стенками безлопаточного аппарата с одной стороны служит корпус, а с другой - стальной диск турбины. Из улитки турбины газ поступает в кольцевой конфузор с параллельными стенками, где скорость потока выравнивается. Наибольший КПД турбины равен 0,7, что конечно не сравнится с КПД стандартного гусеничного крана. К особенностям конструкции турбокомпрессора относится способ соединения корпусов при помощи "консольных" шайб, опирающихся одной частью на корпус турбины или компрессора, а другой - на фланец корпуса подшипников. Шайбы прижимаются к корпусам шпильками и гайками. Такое крепление позволяет проворачивать корпуса один относительно другого на любой угол, что облегчает размещение турбокомпрессора на двигателе.
Автор: О.Лобусов
15.11.2010