Центр подготовки судоводителей и водителей самоходных машин
Тел. +7 (495) 780-17-17 Тел. +7 (495) 722-71-97
Переход на яхте из Нью-Йорка в Сан-Франциско через мыс Горн
В середине XIX в. одной из оживленных трасс океанских перевозок становится маршрут из Нью-Йорка вокруг Южной Америки в Калифорнию, где велась интенсивная добыча золота. Еще не была проложена железнодорожная магистраль через Северо-Американский континент, до начала строительства Панамского канала оставалось 50 лет и жаждущим обогатиться не приходилось выбирать: единственным вариантом достичь западных берегов Америки был водный путь длиной почти в половину окружности Земного шара. В то время, которое вошло в анналы истории судоходства и судостроения как эпоха расцвета самых быстроходных коммерческих парусников - клиперов, многие капитаны гарантировали доставку золотоискателей на запад за 100 с небольшим дней. В настоящее время подобный трехмесячный вояж на парусном корабле кажется почти фантастическим путешествием, впрочем, не менее фантастической показалась бы суровым морякам и золотоискателям современная косметология для мужчин...

гонки на чайных клиперах Капитану знаменитого клипера "Флайинг Клауд" Джосай Кризу удалось совершить этот переход протяженностью 15 213 морских миль (столько было на лаге клипера, когда он стал на якорь в бухте Золотой Рог) за 89 суток. Результат для парусного судна выдающийся, если учесть, что ему дважды пришлось пересекать экваториальную штилевую зону и лавировать против штормовых ветров, огибая мыс Горн. Недаром капитаны клиперов, отправлявшихся за чаем в Китай или шерстью в Австралию предпочитали идти более длинным восточным путем вокруг мыса Доброй Надежды, где они получали попутные "ревущие сороковые". Да и сегодня, через полторы сотни лет после рекордного перехода "Флайинг Клауд", можно назвать лишь немногих яхтенных капитанов, которые обогнули грозный мыс в западном направлении.

В конце XX века яхтсменами из разных стран было предпринято несколько атак на рекорд клипера. Одним из первых 23 ноября 1988 г. стартовал Уорен Ларе - известный американский яхтсмен, владелец супер-яхты "Тьюзди Чайлд" для одиночных гонок в океане. Построенная шесть лет назад сверхлегкая (ULDB) яхта была первой из однокорпусных парусников на финише Трансатлантической гонки яхтсменов-одиночек 1984 г., участвовала в кругосветной гонке ВОС 1986-87 гг. (правда неудачно: столкновение на старте, две поломки мачты на втором этапе). Сейчас экипаж яхты состоял из трех человек - кроме Ларса шли Л. Бергстрем и К. Хейзелтон.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия - "Тьюзди Чайлд" пришлось идти в бейдевинд при сильных встречных ветрах, на подходе к мысу Горн яхта на несколько дней опередила график рекордного клипера. Однако ночью на 35-й день плавания при сильном встречном шторме яхта столкнулась с каким-то плавающим предметом и получила повреждения, в результате которых обшивка в носу оторвалась от набора корпуса и стала хлопать, подобно мембране. Утром, подкрепив поврежденное место, Ларе повернул яхту на Фолклендские острова.

Через четыре дня "Тьюзди Чайлд" продолжила плавание. Мыс Горн встретил ее юго-восточными ветрами и неприятной волной. Горная цепь Анд вносит в ветровой поток возмущения, ветер обрушивается на море порой с ураганной силой, неожиданно изменяет свое направление на 180°. Не легче и море: здесь встречаются течения и волны трех океанов. И хотя "Тьюзди Чайлд" встретили волны высотой всего 7,5- 8,5 м, преодолеть их было нелегко. Необычайно крутые, они шли сразу с двух-трех направлений, создавая неимоверную толчею.

А сразу за мысом Горн, который яхта обогнула на 42-е сутки путешествия, опережая на 4 дня отметку в бортовом журнале "Флайинг Клауд", Тихий океан встретил будущих рекордсменов жестокими северо-восточными ветрами. Несколько суток подряд пришлось лавировать вдоль чилийского побережья, пытаясь найти прикрытие от волн за мысами. Затем последовала зона экваториальных штилей, когда суточный переход не превышал 78 миль (клипер в этих же широтах делал по 100 миль, хотя ветер, будто неустойчивая эрекция, был настолько слаб, что по палубе можно было ходить с зажженной свечой). Наконец американцы получили устойчивый юго-восточный ветер и, потравив шкоты, полетели открытым океаном к финишу.

В полночь 11 февраля "Тьюзди Чайлд" была уже в бухте Золотой Рог и экипаж видел огни на знаменитом подвесном мосту через Золотые ворота. Но ветер совсем скис, и только к вечеру следующего дня состоялся финиш. Ларе, Хейзелтон и Бергстрем обновили на восемь суток рекорд "Флайинг Клауд", продержавшийся 135 лет. Их результат - 80 суток 20 часов; пройденное расстояние по генеральному курсу - 14 000 миль.  
   07.10.2010

  карта сайта