Центр подготовки судоводителей и водителей самоходных машин
Тел. +7 (495) 780-17-17 Тел. +7 (495) 722-71-97
Покорение яхтенной тропы рекордов: из Антлатики в Тихий океан через мыс Горн

Немало попыток покорить известную яхтенную тропу рекордов в конце двадцатого века совершили французские яхтсмены. Так 15 декабря 1989 года из Нью-Йорка вышел француз Гай Бернардин на тримаране "Бэнк оф те вест". Это был очень трудный одиночный вояж. За 62 дня, что Бернардин провел в океане, прежде чем окончательно прервать свою попытку побить рекорд, он четыре раза заходил в порты для ремонта. У мыса Горн Бернардин попал в штормовой ветер со скоростью 25-30 м/с, а однажды анемометр показал 46 м/с - уже настоящий ураган. Яхтсмен пытался пробиться на север под глухо зарифленным гротом и штормовым стакселем, пока ударом волны не сломало шверт. В корпус начала поступать вода, с которой уже не справлялась электрическая помпа. Бернардину удавалось спать только урывками, так как было немыслимо пользоваться авторулевым при беспорядочной толчее волн, переменном ветре и близости земли. В конце концов яхтсмен вынужден был запросить помощь. Чилийский спасатель отбуксировал его среди 13,5-метровых волн в Пунта-Аренас.

В канун нового 1989 года "в догонку" за первыми двумя яхтами стартовала французская пара Анн Лиарде и Жозеф ле Гуэн на 15-метровом тримаране "Финистер Бретань". Через 43 дня они миновали Горн и достаточно быстро пошли на север. Однако "Финистер Бретань" неожиданно и надолго заштилел уже близ побережья Калифорнии. Лишь временами дувший легкий бриз позволял пройти за сутки не более 40 миль. И так в течение недели. На 97-й день плавания у яхтсменов кончился запас провизии.

золотые ворота сан франциско


Около полуночи 9 апреля тримаран миновал Золотые ворота и стал на якорь на рейде яхтклуба Сан-Франциско. Первое, что сделали яхтсмены, это спустили на воду надувную лодку и отправились на берег искать ночной супермаркет, где они могли бы приобрести продукты.

А в довершение всех неудач утром оказалось, что Лиарде и Ле Гуэн не дошли до официальной точки финиша около мили. Поставив стаксель, они пересекли финиш, который был отмечен выстрелом из клубной пушки и традиционной бутылкой шампанского. Результат французов - 99 дней - далек от рекорда, но Лиарде была отмечена как первая женщина-шкипер, обогнувшая Горн с востока на запад и совершившая плавание по этому маршруту без остановки.

Неделей позже на "тропу рекордов" вышел 60-футовый тримаран "Эль э Вир", управляемый Филиппом Моне. Тридцатилетний яхтсмен, бывший профессиональный автоинструктор и автогонщик, решил пройти трассу в одиночку - ведь у него немалый опыт одиночных океанских плаваний, включая и кругосветное, во время которого он установил мировой рекорд.

Атлантический участок трассы яхтсмен прошел без происшествий и с хорошей скоростью, вселявшей надежду на успех. В начале февраля Моне оставил "за кормой" свою соотечественницу Лиарде, а 12 февраля обогнул мыс Горн. Несколькими часами позже при ветре скоростью 20 м/с тримаран Моне ударился левым корпусом о плавающий предмет, возможно льдину. Яхтсмен повернул обратно, чтобы снова обогнуть мыс Горн и зайти для ремонта в ближайшую гавань - порт-пункт Вильяме чилийского ВМФ.

Ремонт занял неделю, Моне потерял преимущество относительно графика "Тьюзди Чайлд", полученное ранее. Чтобы сэкономить время, он не стал снова огибать Горн, а пошел по проливу между материком и островом, на котором расположен этот мыс. За счет этого удалось сократить дистанцию на 10-15 миль (и, если бы рекорд состоялся, яхтсмену пришлось бы вступить в дискуссию с WSSRC!).

Моне быстро опередил Лиарде и Бернардина. Его радовали свежие зюйд-весты, пока "Эль э Вир" не достиг экватора. Здесь начались бесконечные штили, и позже на пресс-конференции в Сан-Франциско Моне скажет: "Тихий океан хорош только для катеров. Здесь или слишком много ветра, или совсем его нет. Ветер всегда плохой". Возможно, если француз посетил когда-нибудь Россию, то наверняка бы услышали что-то вроде: "Скажу как бывший автоинструктор Москва - не место для пеших прогулок, здесь или слишком много автомобилей, стоящих в пробке, либо они все несутся как сумасшедшие..." Впрочем, мы нисколько не умаляем его мужества, стойкости и профессионального мастерства.

В 400 милях от финиша ветер посвежел настолько, что оборвалось крепление штага к мачте, и Моне, исправляя повреждение, провел шесть часов, раскачиваясь, подобно маятнику, на топе мачты. Окончив ремонт, яхтсмен стал выбрасывать за борт якоря, запасные тросы, излишние запасы провизии, чтобы увеличить скорость судна. Последнюю неделю он спал не более 20 минут в сутки, форсируя бег "Эль э Вир" к финишу. Но все усилия оказались тщетными - в Сан-Франциско Моне пришел только через 81 день 5 часов и 25 минут. Рекорд "Тьюзди Чайлд" оказался не побитым. Однако вездесущие журналисты отметили другой рекорд, поставленный разочарованным Моне: он находился в Сан-Франциско всего 3 часа - самый короткий срок, который когда-либо проводил в этой жемчужине Тихого океана иностранный турист...

А в Атлантике уже ускорял свой бег очередной претендент на рекорд - 18-метровый гоночный тримаран "Грейт Америкэн" с Джорджем Колесниковым и Стивом Петтинджилом на борту. Подготовка американского экипажа заняла пять месяцев, причем среди всех претендентов на побитие рекорда "Флайинг Клауд" Колесников оказался единственным, не воспользовавшимся помощью спонсоров. Им был приобретен уже довольно старый тримаран, участвовавший в различных гонках под названиями "Шарль Хейдсик", "Травакрест Сиуэй" и т. д. Выйдя из Нью-Йорка 10 марта, "Грейт Америкэн" прошел всю трассу без серьезных аварий, успешно преодолел на 40-й день штормующий Горн и 26 мая финишировал в Сан-Франциско.

Результат "Грейт Америкэн" - 76 суток 23 ч 20 мин 17 с - был зарегистрирован в качестве официального рекорда и еще раз послужил свидетельством скоростного потенциала многокорпусных судов.

 
   22.10.2010

  карта сайта