Катера и яхты, такие легкие и грациозные на воде, при поднятии их на берег оказываются весьма увесистыми, неповоротливыми и громоздкими. Конечно, таль электрическая или несколько ручных талей помогут поднять судно, а специальным транспортом можно доставить судно в закрытый ангар. В последнее время распространилась мода ставить катер зимовать на автостоянке. Но всегда ли необходимо поднятие катера или яхты на берег после завершения сезона?
Если катер курсирует летом по водохранилищу, которое зимой покрывается льдом, то альтернативы нет: нужно закреплять таль и поднимать катер на берег. Но если климат достаточно тёплый и вода зимой не замерзает, то можно рассмотреть вариант зимовки на воде.
Зимовка на воде имеет свои преимущества. Если вода не превращается в лёд, то её температура зимой стабильна и составляет несколько градусов выше нуля. Температура внутренних помещений судна также достаточно стабильна, пока оно находится на воде. Конечно, эта температура далека от комфортной, но для сохранности материалов стабильная температура лучше, чем её колебания, сопровождающиеся конденсацией влаги, её замерзанием и оттаиванием.
Если принято решение оставить судно зимовать на воде, следует подготовить его, чтобы повреждений после зимовки было как можно меньше. Следует осмотреть причал и швартовые тумбы. В местах, где борт может тереться о причал, следует защитить борт. Всё палубное оборудование следует снять и унести домой, чтобы избежать его порчи или кражи. Также следует снять мягкую обивку с мебели во внутренних помещениях и также хранить её дома. Нельзя оставлять какие-либо продукты – сухари, консервы и прочее; все ёмкости для хранения продуктов освободить, вымыть и дверцы оставить приоткрытыми.
Зачехлять палубу весьма желательно, но следует иметь в виду, что не все чехлы рассчитаны на зимние условия. От летних чехлов зимой может быть больше вреда, чем пользы. Ещё одно правило заключается в том, что чехол не должен прилегать к палубе. Для того чтобы этого добиться, используются деревянные подпорки и прокладки. Перед зачехлением желательно покрыть борта и палубу защитным составом.
Некоторые владельцы лодок используют электрообогрев. Электроэнергия подаётся с берегового источника, а таймер на обогревателе настраивают так, чтобы он включался в самое холодное время суток и работал два-три часа.
Конечно, зимующее судно нужно навещать зимой. Нужно проверять состояние креплений, проветривать помещения. А если позволит погода, то сделать небольшой прогон, чтобы двигатель не застаивался.